В соответствии с 54-ФЗ, все торговые предприятия и организации, работающие в сфере услуг, должны производить расчеты с клиентами с помощью современной ККТ. Многие модели техники, которыми оснащены точки продаж, имеют простой и понятный опытным пользователям интерфейс. Однако, начинающие кассиры зачастую испытывают трудности на первых этапах эксплуатации касс. Если вы или ваши сотрудники еще не знают, как работать на кассе, предлагаем сначала изучить стандартный алгоритм и детали использования оборудования.
Главные обязанности кассира на рабочем месте
Каждый сотрудник должен исполнять свои обязанности, руководствуясь должностной инструкцией, положениями трудового договора, а также стандартными правилами работы с контрольно-кассовой техникой. В список обязанностей кассира, связанных с обслуживанием покупателей, входят следующие пункты:
- Прием банкнот или проведение безналичной оплаты;
- Определение подлинности денежных купюр;
- Выдача чеков каждому клиенту;
- Учет купюр в денежном ящике;
- Оформление документов и ведение отчетности;
- Инкассация денег и передача наличных средств инкассатору.
Для корректного проведения торговых операций, поддержания высокой скорости и качества сервиса кассир должен владеть навыками работы с оборудованием, быстро ориентироваться во всех его функциях и возможностях, а также уметь распознавать ошибки программы и быстро их устранять.
Эксплуатация кассы: подготовка и расчетные операции
Перед началом рабочего дня сотрудник должен запустить оборудование, проверить его исправность и, если есть неполадки, быстро устранить их по возможности. В начале смены кассиру выдаются монеты и банкноты, бумага для печати документов, а также ключи от денежного ящика.
После открытия смены работник должен создать отчет, который будет направлен ОФД. Документ о закрытии смены также формирует кассир в течение 24 часов (можно на следующий рабочий день). Если текущая смена не будет закрыта вовремя, то фискальный накопитель не будет формировать корректные чеки, и расчетные операции станут незаконными. Во время закрытия смены также должен быть создан документ, содержащий информацию о:
- Суммах, проведенных через кассу;
- Числе операций прихода, расхода и возврата;
- Состоянии обмена данными с ОФД.
Для формирования корректного чека в процессе обслуживания на кассе, сотруднику нужно:
- Отсканировать штрих код с помощью сканера или внести вручную информацию о товаре/услуге в программу;
- Назвать клиенту сумму покупки;
- Принять оплату (наличным или безналичным способом);
- Озвучить сдачу и выдать ее покупателю;
- Распечатать чек на принтере и передать его клиенту.
Если посетителю необходим электронный вариант чека, его можно направить на электронную почту или по номеру мобильного телефона. Также касса позволит сформировать и другие фискальные документы:
- Бланк возврата, если покупателю нужно вернуть ранее оплаченную сумму;
- Бланк коррекции, если продажи велись длительный период без отправки данных ОФД.
Для проведения авансовых платежей должен быть создан чек с признаком «Аванс». При последующей оплате полной суммы, потребуется реквизит «Полная оплата».
Полезная информация о работе кассира
Если вы не хотите столкнуться со штрафными санкциями и незапланированными проверками, мы рекомендуем вам заранее продумать все нюансы и полностью наладить процесс расчета клиентов в кассовой зоне согласно закону.
Каждый кассир должен пройти обучение работе с ККТ и получить на руки должностную инструкцию при приеме в штат. Сотрудник не должен допускать присутствия у ККТ третьих лиц и оставлять рабочее место без надзора, ему необходимо следить за наличием чековой ленты в принтере и выполнять весь перечень операций с кассой. Работник несет личную ответственность за денежные средства и исправность техники. В случае выхода из строя оборудования или возникновения сбоя, кассир должен оповестить об этом руководителя.
В полной мере обучиться работе с кассовым аппаратом можно с нуля, не имея специализированного образования. Квалифицированные специалисты компании «Касса24» готовы научить вас и ваш персонал обращению с контрольно-кассовой техникой и установленным ПО. К нам могут обратиться за профессиональной помощью владельцы бизнеса из Ростова-на-Дону, Севастополя, Симферополя, Евпатории, Ялты, Керчи, Феодосии и других городов.